Статья о помиловании

Помилование. Как, кого и когда миловал Президент РФ

Статья о помиловании

Сразу же, в начале статьи привожу инфографику о количестве осужденных и помилованных за разные периоды правления трёх Президентов.

Источник: диссертация Натальи Елисеевой «Рецидив среди помилованных и деятельность органов внутренних дел по его предупреждению»

Резкое снижение количества помилованных вызвано мнением, в прошлом офицера ФСБ, Виктора Иванова о том, что комиссия излишне милосердна, миловать нужно только в исключительных случаях, а принимать подобные решения должны далеко не писатели и врачи.

Виктор Иванов — российский чиновник, приближенный Владимира Путина. Работал в управлении КГБ по Ленинграду, после увольнения в запас в 1994 году устроился в мэрию Санкт-Петербурга, где работал вместе с Путиным.

За первые 8 месяцев своего правления, включая временно исполняющего обязанности, Владимир Путин помиловал 12836 человек, установив рекорд.

Благодаря Иванову бал подготовлен проект реформы института помилования, после которого был разработан и подписал Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”. Иванов сам решал, какое прошение передать Президенту, а какое отправить в архив.

5 инстанций, которые должно пройти прошение

Если при Ельцине прошение подавалось напрямую в Комиссию по помилованию при Президенте РФ, то у Путина другой порядок. Своим Указом он создал в каждом субъекте РФ свою комиссию, которая формируется из конкретных лиц Указом высшего должностного лица субъекта РФ. Как это происходит на примере Свердловской области:

  1. Осужденный пишет прошение в администрацию исправительного учреждения на имя Президента РФ.
  2. У администрации колонии есть 10 дней за преступления, совершенные впервые, небольшой и средней тяжести; 20 дней за все остальные совершенные преступления.
  3. Далее, эти материалы (прошение, личное дело, характеристики и прочее) направляются в ГУ ФСИН по Свердловской области для регистрации и перенаправляют в Комиссию по вопросам помилования Свердловской области. Срок на регистрацию жалобы 5 и 7 дней (соответственно предыдущему пункту) с момента получения.
  4. Когда Комиссия получит материалы из ГУ ФСИНа, у нее есть 30 дней на рассмотрение прошения и подготовки заключения Губернатору Свердловской области.

Губернатор Свердловской области – Евгений Куйвашев

После всей отработанной бюрократии, исход помилования зависит от двух высших должностных лиц субъекта РФ и самой РФ:

  1. Губернатор представляет это заключение Президенту РФ.
  2. Путин принимает решение.

При том, их действия ничем не ограничены и нет каких либо обязательств по их исполнению. Сроки могут быть как самыми скорыми, так и затянуться до бесконечности.

Фактически треть всех помилований в России с 2012 года, то есть с начала нового путинского срока, имеет названные политические причины. К очевидно политическим относится решение о помиловании Михаила Ходорковского, бывшего владельца нефтяной компании ЮКОС.

О помиловании Ходорковского заговорили почти сразу после приговора, но с самого начала власть дала понять, что это вопрос не милосердия, а политики. Путин заявил, что обязательное условие помилования Ходорковского — признание вины .

Ходорковский отказывался признаваться и пробыл в тюрьме больше десяти лет — до тех пор, пока его адвокату не сообщили, что признание больше не требуется.

Путин подписал указ — а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тут же сообщил, что сам факт ходатайства нужно рассматривать как признание вины: «Если просит о помиловании, значит, признает вину». Цитата взята с медиа-ресурса proekt.media.

“Медведевская” оттепель помилования

Д. Медведев

Можно заметить, внимательно изучив документы статистики, Путин миловал убийц, а Медведев – воров. За третий срок Владимир Владимирович, если отсечь “политических” помилований, помиловал только 17 человек. За время президентства Дмитрия Анатольевича было помиловано больше людей, чем за второй, третий и четвертый сроки Путина, но не на много.

Сведения: Росстат, Судебный департамент при Верховном суде

Учитывая положения статьи 50 Конституции РФ, Президент РФ вправе помиловать не только путем освобождения от уголовного наказания в виде лишения свободы, но и также от любого другого вида наказания, например штрафа или обязательных работ. Но Конституционный Суд РФ не признавал Указ Президента № 1500 несоответствующим Конституции РФ, который не предусматривает помилование от более мягких наказаний.

Надо помнить, что случись чудо, родного и близкого человека милует милует сам Президент РФ, то это не будет являться реабилитирующим основанием. Компенсации никто не заплатит и все денежные взыскания придется заплатить рано или поздно.

Последние несколько лет Владимир Путин, находясь на посту Президента РФ обещает подумать над тем, как улучшить комиссии и избавиться от излишней бюрократии.

Если просить о помиловании, то нужно заручиться поддержкой родных и близких, общественности и депутатов, гос.органов и духовенства. В этом случае “мизерные” шансы увеличатся, но тоже не на много.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b82e7a8d83c5800ae7e04aa/pomilovanie-kak-kogo-i-kogda-miloval-prezident-rf-5e8374e713cc2b78dcfa989b

Право на помилование

Статья о помиловании

Милосердие — одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет, о сердце, в котором живёт доброта. Говоря о милосердии, каждый понимает это слово по-своему.

В толковом словаре есть такое определение слова «милосердие»: хорошее, сочувственное отношение к кому-нибудь, проявление жалости, помилование.

Вот и я считаю, что помилование — это и есть милосердие к человеку.

Несмотря на то что применение помилования своими корнями уходит в глубокую древность, дискуссии о его сущности, правовой природе, роли и назначении продолжаются до настоящего времени. В ч. 3 ст.

50 Конституции Российской Федерации провозглашается, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания [1] Согласно п. «в» ст.

89 Конституции РФ и ч.1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ [2] Президент Российской Федерации осуществляет помилование.

Как указывается в ст. 85 УК РФ, помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица. Считается — для того, чтобы Президент мог кого-нибудь помиловать, осужденный должен признать вину и подать прошение. Потому что еще в 2001 г.

президент указом утвердил Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании.

В нем написано, что помилование осуществляется путем издания президентского указа «на основании соответствующего ходатайства осужденного» — это цитата из газеты «Ведомости» [3].

Помилование занимает особое место в числе видов смягчения наказания осужденных, оно применяется по решению Президента Российской Федерации и только в исключительных случаях.

По своей юридической природе институт помилования представляет собой комплексный правовой институт, регулируемый нормами ряда отраслей российского права.

Указанная регламентация осуществляется Конституцией Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 1500 от 28 декабря 2001 года «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», утвердившим Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно — досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким.

Помилование, осуществляемое главой государства, — не бесспорный правовой институт, хотя он предусмотрен Конституцией РФ и известен законодательству многих демократических стран. Акт о помиловании — наивысшая форма проявления гуманизма (из всех видов досрочного освобождения от наказания) к лицу, совершившему преступление и осужденному за него.

Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено в нем природой, и сделать это достоянием всех. Для гуманиста жизнь, благополучие каждого человека являются высшей ценностью, за которую следует сражаться, пока есть хоть малейший шанс изменить положение к лучшему.

Ведь только гуманизм ставит человека над идеологией и впереди нее, а не ниже и позади, как свойственно всем мировым религиям и идеологиям.

Анализируя институт помилования, нельзя забывать о разнице между ситуацией, при которой было совершено преступление, и ситуацией, при которой указанный институт применяется.

Можно прийти к выводу, что помилование является исключительным институтом естественного права человека на пощаду, прощение ввиду исключительных обстоятельств совершения преступления, исключительности обстановки, сложившейся на момент подачи ходатайства о помиловании, совершение осужденным поступка, заслуживающего положительного одобрения общества, позитивного отношения жертвы преступления или ее представителя.

Вывод о необходимости рассмотрения помилования именно через призму естественных прав человека подтверждается также отсутствием в законах — Уголовном кодексе и Уголовно-исполнительном кодексе РФ — каких-либо формальных ограничений для его применения.

Этой позиции придерживаются и некоторые авторы. Так, Д. А.

 Корецкий определяет помилование как исключительную меру, «которая в отличие от условно-досрочного освобождения может применяться лишь в единичных случаях, при возникновении исключительных обстоятельств, связанных, как правило, с позитивными поступками осужденного.

К лицам, осужденным за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, терроризм, бандитизм, похищение человека, помилование может применяться только при наличии исключительных обстоятельств, например, героизм осужденных на пожаре, при котором получены ожоги, и т. д». [7].

Н. И. Ветров определяет помилование как акт милосердия верховной власти, один из видов освобождения лица от отбывания наказания, сокращающий его или заменяющий более мягким, либо снимающий судимость [4].

По мнению A. C. Михлина, помилование — это не только акт милости, это еще и акт доверия.

Если мы доверяем осужденному, если мы его освобождаем от наказания, смягчаем его положение, то он должен искупить свою вину честным трудом и уж, по крайней мере, не совершать новых преступлений.

А если он совершает новое преступление, значит, мы должны признать, что помилование было ошибочным, и он оказанного доверия не оправдал. [9]

В литературе предпринимаются попытки определить сущность помилования через его понятие. Так, В. Я.

 Якушин дает следующее определение: «Помилование есть осуществляемый Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица, признанного судом виновным в совершении преступления, акт освобождения его от уголовного наказания, а в некоторых случаях от уголовной ответственности в форме снятия судимости».

В настоящее время внимание ученых, правозащитников и законодателей всего мира переносится с органов власти на граждан. Поэтому произошел своеобразный научный перекос: о праве миловать пишут меньше, а о субъективном праве каждого осуждённого просить о снисхождении — больше.

Реализация этого права становится составной частью государственно-правовой политики современного мира. В условиях гуманизации уголовно-исполнительной системы укрепляются его гарантии, в том числе за счет расширения функций общественного контроля за условиями содержания осуждённых.

Это право стали рассматривать не только как превентивное средство коррекции поведения осуждённого, но и как способ сглаживания противоречий в системе уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Об этом свидетельствует широкое применение помилования в условиях кризиса уголовно-исполнительной системы в 90-е годы прошлого столетия. Период времени с 1992 по 2000 год характерен для Российской Федерации широким распространением практики помилования.

Согласно статистическим данным, если в России в 1992 году из исправительных колоний в результате актов помилования было освобождено 2726 человек; то в 1995 году — 4988. В 1999 году таких лиц было уже 7418.

Подводя итог работы, можно сделать вывод, помилование принимается, как правило, по ходатайству самого осужденного. Представляется, что для решения вопроса о помиловании во всех случаях необходимо знать мнение самого осужденного. Доводы о том, что любой человек положительно отнесется к смягчению его участи, не убеждают.

Нам кажется, что каждый человек должен иметь право решать сам, просить ли ему о помиловании. Мы полагаем, что наряду с правом на жизнь человек должен обладать и «правом на смерть». Тем более это касается преступника, виновного в тягчайших преступлениях. А отсюда следует очень важный вывод: помилование нельзя делать носильным.

Основанием для рассмотрения вопроса о помиловании непременно должна быть просьба осужденного.

Литература:

1.                  Конституция Российской Федерации.

2.                  Уголовный кодекс Российской Федерации.

3.                  Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 «Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации // Российская газета от 30 декабря 2001 г., № 255.

4.                  Ветров Н. И. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. — М., 2002.

5.                  Гришко А. Я. Помилование осужденных в России: на-учно-практическое пособие. — М., 2006. — С. 16.

6.                  Корецкий Д. А. Концепция института помилования как проблема уголовной политики // Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (теоретические и практические аспекты реализации): материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А. Я. Гришко. — Брянск, 2003.-С. 99.

7.                  С.343.

8.                  Лукьянова Е. А. Казнить нельзя помиловать.//Юрист 2011 г., № 8

9.                  Михлин A. C. Основные концептуальные идеи по совершенствованию института помилования в законодательстве Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (теоретические и практические аспекты реализации): материалы Всерос. науч.-практ. конф.-С.15.

10.              Мельниченко А. Б., Радачинский С. Н. Уголовное право. Общая и Особенная части. — М., 2009. — 616 с.

11.              Прохоров Л. А. Уголовное право: учебник /Л. А. Прохоров, М. П. Прохорова. — 2-е из., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 542 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/80/14230/

Помилование в уголовном праве

Статья о помиловании

Внутренних причин, толкающих человека на совершение преступного деяния, не знает никто.

Каждый отдельно взятый случай строго индивидуален и бывают ситуации, когда какие-то детали уголовного делопроизводства были не приняты во внимание и судебным постановлением был вынесен неоправданно жесткий приговор.

Хороший уголовный адвокат, разобравшись в ситуации, поможет своему клиенту, своевременно подав апелляционную жалобу. В случаях, когда она не решила вопрос, может помочь только единоличное решение Президента о помиловании осужденного по уголовной статье.

Правовая сущность помилования

Под помилованием в юридической практике понимается акт, постановлением которого отменяется или смягчается наказание, установленное законным судебным приговором в отношении конкретного преступника.

В соответствии со смыслом ст.89 (п.В) Конституции России, право помиловать делегировано исключительно Президенту страны.

Акт о помиловании может быть вынесен только в отношении отдельно взятого осужденного, так как он является документом исключительного право применения и касается лишь гражданина, указанного в нем. Инициировать эту процедуру возможно лишь после вступления в силу судебного приговора.

Помилование в уголовном делопроизводстве

Практика помилования осужденного преступника существует с давних времен. Первое лицо государства во все времена имело право самоличного и коллегиального принятия решения, что тот или иной гражданин в силу его личных заслуг и государственной значимости может быть помилован или ему смягчается тяжесть наказания.

Порядок проведения помилования определяется правовыми нормами:

  • ст.85 Уголовно-процессуального кодекса России;
  • ст.50, ст.71 и ст.89 Конституции России;
  • ст.176 Уголовно-исполнительного кодекса России;
  • президентским указом за номером 1500 от 28 декабря 2001г.

В уголовном делопроизводстве помилование – это указ Президента России о частичном смягчении наказания или полном освобождении лица, осужденного по приговору суда.

Кроме того, указом можно только снять судимость, но нельзя отменить уже воплощенные по факту виды наказаний (взысканный штраф и т.п.).

Ввиду своей занятости Президент государства не может подробно вникать в детали каждого прошения о помиловании и изучать обстоятельства каждого преступного деяния, совершенного лицом, от имени которого подается прошение. По этой причине прежде чем оно попадет на подпись Президенту, прошение изучается:

  • в уголовной исполнительной инспекции, опекающей место заключения, лица, подавшего прошение;
  • руководством уголовно-исполнительного учреждения;
  • комиссией граждан административной единицы или образования;
  • местными органами власти, руководитель которой подает прошение о помиловании.

Адвокат в Санкт-Петербурге, обладая необходимым опытом и юридическим знаниями, сможет не только правильно составить прошение о помиловании, но и проследить все этапы его прохождения по соответствующим инстанциям.

Кто может подать прошение о помиловании

Право на подачу прошения имеет каждый осужденный, являющегося гражданином России вне зависимости от тяжести наказания. Решения о помиловании может приниматься только по каждому отдельно взятому лицу, подавшему прошение. Оно принимается лишь после рассмотрения всех обстоятельств и доказательной базы совершенного преступного деяния.

Прошение отклоняется если:

  • осужденный совершил преступное деяние во время прохождения испытательного срока по условному освобождению;
  • гражданин находится на свободе по условно-досрочному освобождению;
  • осужденный является неоднократным нарушителем порядка содержания;
  • гражданин освободился по амнистии;
  • гражданин уже был ранее помилован;
  • в отношении осужденного уже применялось смягчение тяжести наказания.

Различие и сходство между помилованием и амнистией

Для непосвященного в юридические тонкости человека разница между помилованием и амнистией незначительна или полностью отсутствует. В целом это понятно, так как обе предусматривают освобождение от отбывания наказания и представляют собой одно из средств внесудебного смягчения или отмены назначенного судом наказания.

Однако между этими двумя правовыми понятиями существуют отличия.

  • Действие амнистии распространяется одновременно на несколько осужденных, в то время как помилование касается только одного.
  • Помиловать можно лишь подавшего прошение осужденного, в то время как амнистия применяется к группе осужденных, независимо от желания каждого из них. Тем не менее каждый попавший по действие амнистии обязан подписать свое согласие с ней.
  • Помилование применятся только после изучения характеристики осужденного и обстоятельств дела. Под действие амнистии попадает круг осужденных, объединяемых категорией преступного деяния, видом или тяжестью наказания.
  • Помиловать может только первое лицо государства, в то время как амнистия назначается судебным учреждением.

Помилование является правовым актом, корректирующим практику исполнения наказаний за уголовное преступление в случаях, когда назначено неоправданно тяжелое наказание или, когда оно касается граждан, имеющих право на снисхождение. Это предопределяет избирательность процедуры помилования, амнистия же предполагает распространение решения на большое количество осужденных.

Кроме того, следует знать, что осужденный по рядовому преступному деянию скорее всего процедурой помилования воспользоваться не сможет, поскольку для этого должны быть очень веские и значимые причины.

Кто имеет в 2019 году право на подачу прошения о помиловании

Подать прошение Президенту имеет право любой осужденный–гражданин РФ, независимо от тяжести определенного судебным постановлением наказания. Также такое прошение могут подать родные, коллеги и друзья осужденного.

Однако такую инициативу в первую очередь должен проявить сам осужденный, подав на имя Президента соответствующее прошение, которое должен составить адвокат по уголовным делам, имеющий необходимую квалификацию и опыт. Если осужденный этого не делает, ходатайства близких, родственников, коллег и друзей рассматриваться не будут. Их прошения могут только прилагаться к ходатайству осужденного о помиловании.

Если по каким-либо причинам поданное осужденным прошение будет отклонено Президентом России, то повторное его рассмотрение возможно только через календарный год, кроме ситуаций, когда возникают весомые обстоятельства.

Сама по себе процедура помилования через прошение от осужденного достаточно длительная и сложная, но это реальная возможность получить смягчение или освобождение от наказания и пренебрегать ею не следует.

Источник: https://sstumanov.ru/pomilovanie-v-ugolovnom-prave/

Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Статья о помиловании
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Наказание » Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП Записаться на консультацию

Помилование, как освобождение от наказания – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Осужденные наделяются правом на помилование, которое закреплено в Конституции, а также УК и УПК РФ. Положения Конституции гласят, что право на прошение о помиловании или о смягчении назначенного уровня ответственности, имеет любой из заключенных. Основной закон государства также определил, что помилование осуществляет исключительно Президент РФ.

Являясь важнейшим отраслевым законодательным актом, УК содержит в себе нормы, которые уточняют процесс, в котором осуществляется помилование. Действие имеет индивидуальный характер, что означает его осуществление лишь в отношении определенного осужденного.

Акт помилования может освобождать лицо от отбывания срока ответственности, стать основанием для назначения сокращенного или более мягкого вида наказания. Лиц, которые отбыли наказания, но стали субъектами помилования, могут быть избавлены от правового последствия – судимости.

Прошение о помиловании относится к мерам поощрения лиц, которые осуждены и отбывают наказание. Использовать данное право могут лишь те осужденные, которые имеют положительные характеристики за время отбытия наказания.

Зачастую, право на помилование не предоставляется: лицам, которые осуждены за умышленное преступное деяние, при условии, что им назначено условное осуждение; осужденным, которые злостно нарушают порядок отбытия; тем лицам, которые были освобождены условно-досрочно; осужденным, которые ранее освобождались в результате амнистии или помилования; в отношении которых наказание уже было смягчено.

https://www.youtube.com/watch?v=VJfQWvqLQrA

Обеспечение деятельности государства, связанной с помилованием, возложено на комиссию по вопросам помилования, которая функционирует в каждом отдельном государственном субъекте. Данный орган занимается подготовкой проектов, по которым, впоследствии, принимает решение Президент.

Субъектом помилования может выступать любое осужденное лицо, а равно и те люди, которые находятся в следственном изоляторе, привлечены к следственным действиям или судебному разбирательству.

Помимо самого осужденного, прошение о помиловании может исходить от его родственников или близких, а также от общественных организаций. Предъявить такое ходатайство осужденный может через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.

Вместе с ходатайством подается пакет документов, которые необходимы для разрешения вопроса по существу. К ним могут быть отнесены документальные подтверждения возмещения ущерба, причиненного преступным деянием, справки о семейном статусе осужденного и других обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть приняты во внимание.

Документы, которые подаются осужденным, подлежат предварительному рассмотрению комиссией, действующей в том государственном субъекте, в котором происходит отбывание наказания. Заключение данного органа вместе с документами осужденного передаются на рассмотрение Президенту.

Признанные эксперты по статье 85 УК РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Отличие помилования от амнистии

Под определением амнистии необходимо понимать государственный акт, цель которого заключается в смягчении наказания неопределенного круга лиц, являющихся субъектами преступлений.

Такой акт позволяет освобождать от ответственности осужденных, подсудимых и даже подозреваемых. Акт амнистии позволяет досрочно снять судимость тем лицам, которые наказание уже отбыли.

Вся полнота власти по применению процедуры амнистии, сосредоточена в руках главного законодательного органа – Госдумы, что полностью исключает возможность применения данных мер на уровне региональной власти.

В практике применения амнистия подразделилась на две группы. В первую, уголовно-правовую, вошли случаи смягчения наказания лица, которые объединены определенными критериями (степенью тяжести, возрастом и т.д.).

К группе политической амнистии относятся акты, касающиеся отказа государства от применения уголовных видов ответственности к лицам, совершившим преступления массового характера, в которых роль индивидуумов не могла иметь решающей роли (вооруженные мятежи и т.д.).

Помилование относится к исключительной компетенции Президента и выражается в освобождения конкретных лиц от наказания или его замене на более мягкое. Как средство проявления милосердия, амнистия и помилование, осуществляются в отношении уголовных правонарушителей.

Прошение о помиловании относится к конституционному праву осужденного, вне зависимости от меры его наказания. Основное отличие обоих понятий состоит в том, что помилование не может быть применимо к лицам, ответственность которых не определена судебным приговором.

Акт амнистии действует относительно неопределенного состава лиц, в то время, как помилование носит исключительно индивидуальные признаки.

Исходя из определений правовых явлений, можно отметить, что применение амнистии не требует наличия волевого критерия и желания лица, которое попадает под ее действие. Для помилования характерно наличие признака воли и желание, которое находит свое отражение в письменном ходатайстве, основанием которого является право на помилование.

Реализация процедуры амнистии осуществляется посредством деятельности правоохранительных и уголовно-исполнительных органов, что включает в себя подготовку пофамильного списка лиц, подпадающих под определенную категорию, а также вынесение постановлений об исполнении решений Госудумы, принявшей решение по вопросу амнистирования.

Для помилования характерно немедленное исполнение, не требующее создания дополнительной документации и проведения каких-либо процессуальных действий. Оба акта, порождающие правовые последствия не являются основанием реабилитации виновных и не оспаривают законность и правомерность вынесенных приговоров.

Обращение о помиловании. Образец

Право на помилование является конституционным. Им наделяются лица, в отношении которых имеется вступивший в силу приговор. Принятие решения о помиловании является прерогативой Президента.

Таким решением лицо может быть освобождено от отбывания неотбытого времени наказания, может быть проведено сокращение неотбытой его части, проведена замена наказания или его неотбытой части на более мягкое, снята судимость, выполнено освобождение заключенного от применения дополнительной ответственности, в том случае, если этот вид наказания еще не выполнен.

Прошение о помиловании, подготовленное осужденным, выражается в виде ходатайства. Образец ходатайства о помиловании не имеет строгой формы, в результате чего, осужденный произвольно может описать те обстоятельства, которые, по его мнению, являются основанием для его помилования.

Помимо самого ходатайства, необходимо приобщить и документы, которые свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые изложены в прошении. Весь объем документации направляется через исправительное учреждение, в котором осужденный отбывает назначенный ему срок. О факте подачи ходатайства будет свидетельствовать штамп исправительного учреждения.

Документы, переданные в комиссию по вопросам помилования, передаются в 30-дневный срок главному должностному лицу субъекта федерации. К ним прилагается заключение, содержащее информацию о целесообразности применения такого акта и соответствующие рекомендации.

На протяжении 15 дней, а в некоторых случаях и 10-ти, со стороны губернатора должно поступить представление Президенту о целесообразности помилования конкретного лица, имеющего судимость.

Разрешение данного вопроса требует изучения и установления: характера и уровня общественной опасности деяния; характеристик поведения лица после осуждения; срока исполненной ответственности; фактов применения к осужденному актов амнистии, помилования или применения УДО в прошлом; факта возмещения ущерба, который был причинен деянием и иные обстоятельства, касающиеся личности осужденного.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Решение о помиловании

Осужденные используют свое право на помилование путем предъявления соответствующего ходатайства. Прошение о помиловании подается в простой письменной форме и адресуется Президенту РФ, обладающему исключительным правом на принятия решений о помиловании конкретных лиц.

Принятию решения предшествует работа по изучению ходатайства и предоставленных осужденным документов, что осуществляется соответствующей комиссией. После того, как обращение осужденного будет изучено, комиссия выносит свои рекомендации относительно возможности помилования. Данные рекомендации ложатся в основу решения, принимаемого Президентом.

В результате помилования осужденный может быть освобожден от неотбытой части наказания, его ответственность может быть смягчена, может быть отменено дополнительное наказание, которое еще не выполнено или снята судимость.

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/pomilovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.