Штрафы за доначисление налогов

Содержание

Ответственность за неуплату налогов — Audit-it.ru

Штрафы за доначисление налогов

Ермошина Е. Л., редактор журнала

Журнал “Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях” № 4/2020

За неуплату или несвоевременную уплату налогов унитарное предприятие может быть привлечено к налоговой ответственности, а должностные лица – к административной или даже уголовной. В каких случаях наступает та или иная ответственность – вы узнаете из данной статьи.

Налоговая ответственность предприятия как налогоплательщика

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога[1] в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) предусмотрена ст. 122 НК РФ. Согласно этой норме производится взыскание штрафа в размере:

  • 20 % неуплаченной суммы налога (п. 1);
  • 40 % неуплаченной суммы налога – если указанные деяния совершены умышленно (п. 3).

Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает это лицо от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.

Бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. В этом случае с плательщика подлежат взысканию пени по ст. 75 НК РФ. Такой вывод сделан в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом:

  • налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени;
  • налог рассчитал неправильно – с него взыщут штраф согласно п. 1, 3 ст. 122 или п. 3 ст. 120 НК РФ, а также пени.

Напомним, что п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, предусматривает взыскание штрафа в размере 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Иными словами, чтобы избежать штрафов в соответствии с нормами п. 3 ст. 120 или п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, следует внести исправления в расчет налогов и подать уточненную декларацию.

Внесение изменений в налоговую декларацию и расчеты регулируется ст. 81 НК РФ, в которой предусмотрены случаи, когда налогоплательщик освобождается от ответственности.

Если «уточненка» представлена в ИФНС до истечения срока подачи налоговой декларации, декларация считается поданной в день подачи уточненной декларации.

Согласно п. 3 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога и до момента, когда налогоплательщик узнал:

  • об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;
  • либо о назначении выездной налоговой проверки (ВНП).

Как указано в п. 4 ст. 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности, если «уточненка» представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога в двух случаях:

  • до момента, когда плательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении ВНП по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • после ВНП за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

…как налогового агента

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, – п. 1 ст. 123 НК РФ.

При этом согласно п. 2 указанной статьи налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной п. 1, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в налоговом расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;
  • налоговый агент самостоятельно перечислил в бюджет сумму налога, не перечисленную в срок, и пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

В случае с налоговыми агентами также применяется положение п. 5 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлеченное к ответственности за совершение налогового правонарушения, не освобождается от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Обратите внимание

Налоговые агенты могут избежать ответственности в виде штрафов за неуплату налогов, если представят уточненные расчеты. Согласно п. 6 ст. 81 НК РФ положения, предусмотренные п. 3 и 4 данной статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

Административная ответственность должностных лиц предприятия

В силу п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его должностных лиц (при наличии оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Напомним, что согласно ст. 7 Закона о бухучете[2] ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (п. 1). Руководитель обязан:

  • либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;
  • либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Таким образом, административный штраф будет начислен лицу, ответственному за ведение бухучета, – директору, главбуху или иному должностному лицу организации.

Административную ответственность должностное лицо предприятия несет за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся, например, в занижении сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета. За это нарушение согласно ст. 15.

11 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 1). При повторном правонарушении это лицо ждут штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (п. 2).

Указанная ответственность наступает и для налогоплательщика, и для налогового агента.

Исходя из смысла п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, если в отношении должностного лица было начато производство по делу об административном правонарушении, а затем было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, административное производство подлежит прекращению.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уголовная ответственность предусмотрена:

  • ст. 199 УК РФ – за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате предприятием, совершенное в крупном или особо крупном размере;
  • ст. 199.1 УК РФ – за неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает, если неуплата налога произошла по одной из следующих причин:

  • непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых обязательно;
  • включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

По статье 199.1 УК РФ могут привлечь к ответственности за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих согласно налоговому законодательству исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет.

Частями 1 обеих статей предусмотрен размер уголовной ответственности за неуплату налогов (сборов) в крупном размере, а ч. 2 – за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (см. таблицу).

Вид уголовной ответственности по ст. 199 и 199.1 НК РФОтветственность за неуплату налогов
В крупном размереВ особо крупном размере
От 100 000 руб. до 300 000 руб.От 200 000 руб. до 500 000 руб.
  1. Штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного
За период от 1 года до 2 летЗа период от 1 года до 3 лет* / от 2 до 5 лет**
+лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюНа срок до 2 лет.На срок до 3 лет или без таковогоНа срок до 5 лет.На срок до 3 лет или без такового
На срок до 6 месяцев
+лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюНа срок до 2 лет.На срок до 3 лет или без таковогоНа срок до 6 лет.На срок до 3 лет или без такового

* Относится к ст. 199 НК РФ.

** Относится к ст. 199.1 НК РФ.

В примечаниях 1 к ст. 199 и 199.1 УК РФ установлено следующее.

Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 15 000 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 45 000 000 руб.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное этими статьями, освобождается от уголовной ответственности, если:

  • этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ);
  • этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ (примечание 2 к ст. 199.1 УК РФ).

К сведению

Пленум ВС РФ в Постановлении от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее – Постановление № 48) дал разъяснения судам в целях обеспечения единообразного применения ими законодательства об уголовной ответственности, в том числе по ст. 199 и 199.1 УК РФ.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией-налогоплательщиком в качестве отчетных за налоговый (отчетный) период. Такими лицами являются (ст. 29 НК РФ):

  • руководитель организации;
  • уполномоченный представитель организации.

Субъектом данного преступления может быть также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации-налогоплательщика (п. 7 Постановления № 48).

В пункте 4 Постановления № 48 отмечено, что к способам уклонения от уплаты налогов относятся:

  • действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с НК РФ обязательно, заведомо ложных сведений;
  • бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов.

Под иными документами, указанными в ст.

198, 199 УК РФ, понимаются предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами муниципальных образований документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений могут служить способами уклонения от уплаты налогов (п. 5 Постановления № 48).

Пленум ВС РФ разъяснил (п. 9 Постановления № 48), что следует понимать под включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений.

Это умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов.

Включение в декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться:

  • в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения;
  • в уменьшении действительного размера дохода;
  • в искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода);
  • в искажении данных о времени (периоде) несения расходов, получения доходов и т. п.

К сведению

Согласно ч. 1 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199, 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме.

До недавнего времени лицо освобождалось от ответственности, если ущерб бюджету возмещался до назначения первого судебного заседания по уголовному делу.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/1023266.html

Ответственность за неуплату и неполную уплату налогов (сборов)

Штрафы за доначисление налогов

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом.

Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц.

К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный “неплательщиками” общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК.

Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию “компромат”, налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика.

Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

С 01.05.

2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Статья 122 Налогового кодекса РФ – Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(по состоянию на 04.05.2017)

  1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса

    влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  2. Утратил силу (основание – Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

  3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
    (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalog_otvetstv_tax.html

Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки

Штрафы за доначисление налогов

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 1 250 руб. — начислены пени.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Налог на прибыль

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

Пример 2

В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб.

Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб.

В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).

Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91

– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу). 

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Причина доначисления налога на прибыль Корректировки в учете текущего периода Проводка по ПБУ 18/02
Расходы прошлого налогового периода не приняты в НУ, сохранены в БУДебетКредит
Расходы прошлого налогового периода не приняты ни в НУ, ни в БУВ БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль6899Отражен ПНА
Доходы прошлого налогового периода занижены в НУ, но учтены в БУ
Доходы прошлого налогового периода занижены и в НУ и в БУВ БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль6899Отражен ПНА

Налог на добавленную стоимость

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ.

После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.

08 № 03-07-11/222).

В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.

Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).

Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.

Пример 3

Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.

В бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 150 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68

– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Пример 4

Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.

Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

Если организация собирается оспорить решение по проверке

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки.

Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия.

Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/12

Последствия неуплаты или неполной уплаты налога, определяемые ст. 122 НК РФ

Штрафы за доначисление налогов
Steve Buissinne / Pixabay

В случае, если налогоплательщик не уплачивает весь налог или производит оплату лишь частично, ему может быть назначен штраф в размере 20% от той суммы налога или сбора, которые не были им уплачены. Способ и причины неуплаты налога в данном случае значения не имеет.

Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу, произвести неправильные расчеты или просто сумма может быть не перечисленной без указания причин, к примеру, в силу отсутствия средств. В случае, если ситуация не содержит признаков правонарушения, которые предусмотрены ст. 129.3 НК РФ, то вступают в силу правила ст. 122 НК РФ, на основании которой и назначается штраф.

В любом случае — искусственное занижение налоговой базы с целью уклонения от налогообложения является составом правонарушения. Но по ст. 129.3 НК РФ назначается штраф за применения в целях уменьшения налогообложения контролируемых сделок, являющихся схемой незаконной оптимизации налогообложения.

Особенности применения положений ст. 122 НК РФ

При начислении суммы штрафа суд должен учитывать сумму переплаты, которая имеется у налогоплательщика по тому налогу, по которому возникла недоимка. Применение же нормы ст.

122 НК РФ должно быть неразрывным с положениями ст. ст.

78 и 79 НК РФ, устанавливающим правила о том, что задолженность по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм.

В случае наличия переплаты занижение суммы налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ.

Если размер переплаты меньше суммы заниженного налога, налогоплательщик всё равно освобождается от ответственности в соответствующей части. На это указывает п. 20 ПП ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57, которое посвящено применению ч. I НК РФ.

Однако штраф в 20% назначается только в том случае, если налогоплательщик совершил неумышленную ошибку. На основании п. 3 рассматриваемой статьи возможно назначение штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога за такие же деяния, но совершенные умышленно.

Правонарушением не считается неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, если они стали следствием получения искаженных сведений, повлиявших на уплату налога, иным участником группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.

1 НК РФ в индивидуальном порядке. Такое правило устанавливает п. 4 ст. 122 НК РФ.

В ходе применения правил под неуплатой налога понимается полное неисполнение налоговой обязанности, которая установлена ст. 57 Конституции и ст. 3 НК РФ. Нарушается и п. 1 ст.

45 НК РФ о том, что налогоплательщик обязан произвести самостоятельную уплату налога.

Неполная уплата налога отличается тем, что какая-то сумма всё же перечисляется, так же может не нарушаться срок перечисления средств и подачи декларации.

И то и другое может быть выявленным в ходе проведения камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). Налоговый орган может лишь направить требование об уплате налога и пени. В ст. 122 НК РФ речь идёт про санкцию, которая может быть назначенной только судом.

В настоящее время в РФ отсутствует необлагаемый налогом минимум, который есть практически во всех странах ЕС, в Китае и во всём цивилизованном мире, в государствах, где правящие круги уважают свой народ.

Необлагаемый налогом минимум отсутствует в РФ, но ни одна оппозиционная политическая сила даже не думает о том напоминать и пытаться добиться его введения легитимным порядком.

Власти же изобретают новые возможности для того, чтобы обложить данью всех.

В настоящее время активно внедряется режим так называемых самозанятых.

Вполне возможно, что сама по себе идея хорошая, но не будем забывать о том, что реальный доход подавляющего большинства российских самозанятых находится где-то на отметке в 17 тыс.

рублей, которые являются уровнем дохода человека, балансирующего на грани нищеты. Доходом среднего класса это является только в воображении некоторых слишком сильно оторвавшихся от реальности политиканов.

В момент написания этого текста курс доллара к рублю 73,87, поэтому доход в 17 тыс. рублей — это 230 долларов США. Такой доход никто на Западе налогом не облагает даже в странах со скромной экономией. К примеру, в Греции налогом облагается только доход выше 558 евро. У нас же налог платить должны все, даже нищие с доходом меньше МРОТ.

Ни на какую социальную справедливость это совершеннейшим образом не похоже.

Судебная практика по ст. 122 НК РФ

Вокруг положений ст. 122 НК РФ существует множество судебных споров, поскольку именно на их основании выносятся штрафы. Отдельный пласт таковых касается налогов, которые платят ИП.

Дело в том, что их имущество позволяет относиться к себе различным образом.

К примеру, земельный участок может быть соотнесён с тем, который используется для личных нужд, а может для предпринимательской деятельности.

В июне 2016 года СК по экономическим спорам ВС РФ вынес определение по делу № 309-КГ16-5914.

Его суть в том, что ИП пытался заплатить налог с земельного участка в размере 0,3% от кадастровой стоимости, однако суд нижестоящий инстанции не нашёл для этого оснований, поскольку такая ставка предусмотрена для граждан в отношении земельных участков, используемых для хранения личных транспортных средств, удовлетворения бытовых потребностей владельцев гаражей, что не предполагает осуществление на земельных участках предпринимательской деятельности.

Не нашёл ИП понимания и ВС РФ, который отверг все его доводы. Однако ещё суд первой инстанции согласился с тем, что переплата за прошлые периоды должны быть учтена при определении штрафа и пени за текущий.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/posledstviia-neuplaty-ili-nepolnoi-uplaty-naloga-opredeliaemye-st-122-nk-rf-5f50e2521a1ddf4776b4511e

Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность

Штрафы за доначисление налогов

Санкции за неуплату налогов — это налоговое и уголовное наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков и налоговых агентов. Конкретные меры ответственности отличаются в зависимости от состава правонарушения, категории виновного, наличия смягчающих обстоятельств, прочих условий.

Разберемся, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, а в каких случаях за такое нарушение используют санкции, предусмотренные НК РФ.

Когда назначат штраф за неуплату налогов

Для удобства налогоплательщиков каждому сбору посвящена отдельная глава НК РФ. В ней уточняется срок уплаты обязательных платежей, а также санкции за его несоблюдение. Например, налогу на прибыль организаций посвящена глава 25. Согласно ст.

287 НК РФ, юридические лица, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны рассчитываться с бюджетом ежемесячно — до 28 числа месяца, следующего за отчетным.

Для налогоплательщиков, рассчитывающихся поквартально, установлен иной срок — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Другой пример — для плательщиков налога на имущество — граждан.

Владельцы квартир, домов и гаражей расплачиваются с бюджетом раз в год: полностью заплатить за прошлый год необходимо до 1 декабря следующего (ст. 409 НК РФ).

По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа.

То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.

Возьмем те же примеры — налог на прибыль организаций и на имущество для физических лиц. В обоих случаях будут применяться санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.

Штраф за уклонение от уплаты налогов составляет от 20 до 40 процентов суммы, которая своевременно не попала в госказну. Дополнительно нарушителю назначат пени за неуплату налогов.

Правда, их рассчитывают по итогам уплаты самой недоимки, поскольку пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. На основании ст. 75 НК РФ, она составляет:

  • для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
  • для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,

Как материалы попадают к следователям? Существует 2 варианта. Первый (абз. 3 п. 4 ст.

69) — сумма недоимки у налогоплательщика-физического лица превышает 900 000 рублей за последние три года, у налогоплательщика (налогового агента) — организации — 5 млн рублей.

На этом основании документы передают следователям, которые уже изучают причины регулярной неуплаты. Второй вариант (п. 3 ст. 32 НК РФ) — передача материалов в связи с невыполнением требования об уплате обязательного платежа на протяжении двух месяцев.

Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2020), посмотрите в таблицу.

Вид правонарушения, норма УК РФ

Предусмотренное наказание

Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ).

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 3 лет.

Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ).

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.

1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.

2 УК РФ):

  • штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Когда освободят от санкций

Существуют несколько обстоятельств, при которых ни налоговая, ни уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией не наступает. Так, нарушителя не накажут, если он не достиг 16-летнего возраста к моменту совершения преступления. Санкции также не последуют, если истекут сроки давности или не будет доказана вина ИП, гражданина или юридического лица.

Кроме того, освободят от ответственности, если нарушение допущено впервые, а также в случае уплаты недоимки, пени и штрафов до первого судебного заседания по уголовному делу (ст. 28.1 УПК РФ).

Напомним также, что закон запрещает привлекать к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/ugolovnaya-otvetstvennost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.