Ознакомление заявителя с материалами доследственной проверки

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. N 1251-О-О

Ознакомление заявителя с материалами доследственной проверки

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г.

N 1251-О-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона “О полиции” и статьей 7 Федерального закона “О персональных данных”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Навального к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А.

 Навальный оспаривает конституционность части второй статьи 145 “Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении”, части четвертой статьи 148 “Отказ в возбуждении уголовного дела” УПК Российской Федерации, части 5 статьи 30 “Гарантии правовой защиты сотрудника полиции” Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” и статьи 7 “Конфиденциальность персональных данных” Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”.

Как следует из жалобы, органом дознания – со ссылкой на часть 5 статьи 30 Федерального закона “О полиции” и на необходимость обеспечения конфиденциальности персональных данных – А.А.

 Навальному было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Постановлением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 29 июня 2011 года, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции от 1 августа 2011 года, действия органа дознания были признаны законными и обоснованными.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют правоохранительным органам без предусмотренных законом оснований отказывать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами проверки, проведенной по его заявлению о преступлении, а потому противоречат статьям 24 (часть 2), 29 (часть 4), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Навальным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а часть вторая статьи 145 и часть четвертая статьи 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 года N 191-О и от 19 февраля 2003 года N 78-О). Таким образом, оспариваемые нормы уголовно-процессуального закона не могут рассматриваться как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе использовать право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и оспариваемые положения федеральных законов “О полиции” и “О персональных данных”.

Часть 5 статьи 30 Федерального закона “О полиции”, не возлагая на сотрудника полиции обязанность давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления, гарантирует правовую защиту сотрудника полиции во время проведения им проверочных мероприятий и не регламентирует основания и порядок ознакомления граждан с этими материалами после того, как производство по делам и материалам будет завершено, в том числе и вынесением в установленном порядке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Федеральный закон “О персональных данных” регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным (часть 1 статьи 1). Следовательно, действие этого Закона не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях.

Разрешение же вопроса о правильности истолкования и применения оспариваемых законоположений в конкретном деле, который, по существу, ставится заявителем, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

ПредседательКонституционного СудаРоссийской ФедерацииВ.Д. Зорькин

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/58104147/

Ознакомление с материалами доследственной проверки

Ознакомление заявителя с материалами доследственной проверки

Ознакомление с материалами доследственной проверки

Данный документ может понадобиться, когда мы проверяем обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела.

Обычно, человек, обратившийся к адвокату может предоставить ему только постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (и то не всегда).

Перед тем как написать жалобу в порядке 124 УПК (жалоба прокурору) или 125 УПК (жалоба в суд) — нам необходимо изучить материалы доследственной проверки.

https://www.youtube.com/watch?v=0VKTx_PrWZA

Образцы для 3-х категорий лиц:

Для наших коллег — адвокатов (со ссылками на Закон об адвокатуре N 63-ФЗ)

Для потерпевшего, в т.ч. не получившего этот статус (если дело не возбуждено)

Для лица в отношении которого производилась проверка

Образец для адвокатов:

об ознакомлении с материалами (доследственной проверки)

1) Предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту:_________________________________________________________________________

Совет: указать конкретику:

Чтобы упростить сотрудникам канцелярии поиск Вашего материала, желательно:

а) Конкретизировать событие и фигурантов «»по факту ДТП (КУСП №_________ от____) с участием водителей Иванова А. А. и Петрова В.В

б) Указать состав документов, которые Вы планируете изучить (это необязательно, на практике Вам просто дают весь материал и Вы изучаете его целиком), примеры формулировок:

— с протоколами объяснений , полученных от данных лиц;

— с документами, фиксирующими правовые основания доставления указанных граждан в ОВД;

— ( протоколами задержания ( 92 УПК ), протоколами о доставлении (ч. 3 27.2 КоАП РФ) протоколами о административном задержании (27.42 КоАП)

— с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.

Совет: указать состав документов:

Указывать в ходатайстве состав документов, которые Вы планируете изучить- НЕ обязательно (ведь Вы и не имеете возможность знать, что в нем реально имеется). На практике Вам просто дают весь материал и Вы изучаете его целиком. Но предположительный состав документов, которые там обязаны быть, мы обычно указываем, для того чтобы было удобнее обжаловать потом (в случае проблем).

Потому пишем в ходатайстве:

Прошу предоставить мне возможность ознакомиться с:

— протоколами объяснений , полученных от данных лиц;

— документами, фиксирующими правовые основания доставления указанных граждан в ОВД (протоколами задержания ( 92 УПК ), протоколами о доставлении (ч. 3 27.2 КоАП РФ) протоколами о административном задержании (27.42 КоАП)

2) Разрешить мне в процессе ознакомления снять копии с помощью технических средств. (Техническое средство, используемое для снятия копий: цифровой фотоаппарат).

— копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

п.6 ч.3 ст.6 N 63-ФЗ «Адвокат вправе фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь».

— ч.2 ст.5 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан«

«При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну«.

Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД (Приказ от 12.09.2013 N 707)

«9) Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2) Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну«.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (утв. Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19.09.2007 N 17).

«4.16. По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну«.

Образец для потерпевших:

Рекомендуем к прочтению: Ознакомление с материалами уголовного дела

об ознакомлении с материалами (доследственной проверки)

1) Предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту: _______________________________________________________________________________________

2) Разрешить мне в процессе ознакомления снять копии с помощью технических средств (техническое средство, используемое для снятия копий: цифровой фотоаппарат).

— копия постановления об отказе об отказе в возбуждении уголовного дела.

Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД (Приказ МВД от 12.09.2013 N 707)

«9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну«.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (утв. Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19.09.2007 N 17).

«4.16. По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну«.

Право «подозреваемого» по доступ к материалам

Имеет ли гражданин, в отношении которого проводилась проверка право на ознакомление с материалами доследственной проверки ?

— В нормах ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК предусмотрена обязанность должностных лиц извещать о результатах проверки ТОЛЬКО заявителя. При этом, в данных нормах НЕ упоминается лицо, в отношении которого велась проверка.

Но это не означает что у «подозреваемого» НЕТ права на доступ к материалам.

Обоснование: Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О при рассмотрении жалобы гр. А.А. Навального.

Органом дознания данному гражданину было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Постановлением районного суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, отказ был признан законным. Но Конституционный суд не согласился с такой позицией и фактически признал право любого лица (не только заявителя) на ознакомление с материалами доследственной проверки.

Образец для граждан, в отношении которых велась проверка

об ознакомлении с материалами (доследственной проверки)

1) Предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту: _______________________________________________________________________________________

2) Разрешить мне в процессе ознакомления снять копии с помощью технических средств (техническое средство, используемое для снятия копий: цифровой фотоаппарат).

— копия постановления об отказе об отказе в возбуждении уголовного дела.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

» ч.2 24Конституции обязывает должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением:

Источник: https://sudsistema.ru/category-22/oznakomlenie-s-materialami-dosledstvennoy-proverki.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.